• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект школьника из Чайковского вошел в число победителей на Чемпионате по предпринимательству ВШЭ

Проект школьника из Чайковского вошел в число победителей на Чемпионате по предпринимательству ВШЭ

В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ. Третье место в номинации «Товары и услуги» занял проект ребят из Чайковского Ильи Мосягина и Макара Каменщикова, впервые представленный в декабре на стартап-школе «Startup sprint» в НИУ ВШЭ — Пермь.

О проекте мы поговорили с его автором — школьником из Чайковского Ильей Мосягиным.

Илья, расскажите, в чем суть вашего проекта.

— Antoshka Cheh's tea — это сеть чайных, которые предлагают первосортный китайский чай в формате take away —  это означает, что его можно употреблять на ходу. Если вы не готовы тратить время и хотите перекусить на ходу, Antoshka Cheh's tea станет прекрасным выбором.

Как родилась идея проекта? Вы страстный любитель чая?

— Если честно, я страстный любитель кофе и жить без него не могу: он вкусный, и вокруг очень много точек, где можно взять кофе с собой и перекусить по дороге в школу или домой. Однако родители и врачи всегда твердили, что чрезмерное употребление кофе пагубно влияет на здоровье, и я подумал: «А почему бы не найти замену?» Чай пришелся как раз кстати — такой же вкусный, и его можно готовить «на вынос»! Так и родился проект.

Я совершал опросы своей целевой аудитории. Практически все опрошенные были приверженцами чая. Более того, удалось подтвердить гипотезу о потребности употреблять чай на ходу.

Вы считаете, что хороший чай недооценивается сейчас и не так популярен, как следовало бы?  

— Говоря начистоту, для большинства жителей России чай делится на черный и зеленый... У людей просто нет выбора — они берут то, что могут найти в ближайшем супермаркете. Antoshka Cheh's tea дает людям возможность пить качественный китайский чай с кусочками фруктов, причем делать это ежедневно и по доступной цене.

 — Как появилось название проекта?

— Это очень интересная история! Дело в том, что я очень люблю творчество Антона Павловича Чехова. У него был псевдоним Антоша Чехонте, а я решил немного его переделать и назвать в его честь чайную. Кстати, название сети кофеен Starbucks тоже пошло из литературы.

Насколько я знаю, ваш проект за короткое время перетерпел множество метаморфоз (из офлайн-версии вы решили перейти в онлайн, а теперь вновь возвращаетесь к первоначальной идее). Расскажите, пожалуйста, подробнее о причинах, вызвавших все эти изменения.

— Это целиком и полностью моя вина. Я очень глубоко старался изучить рынок и производить расчеты, прежде чем развивать проект. После того как я завершил анализ, колонка «доход» меня удовлетворила, а вот «первоначальные вложения» — нет. 

Дело в том, что для запуска проекта необходим один миллион рублей — неподъемная сумма для подростка. Я подумал: «Раз людям интересен чай, может его высылать онлайн, и все будет круто?». Это было проще для меня: вложения в 10 тысяч рублей я совершить мог...  Ох, какая же это была ошибка, и сам я ее заметить не смог! Только после того, как эксперты в лице предпринимателей города посмеялись и сказали, что все анализы и расчеты, что я проделал ко второй форме проекта, не подходят, мне пришлось закрыть онлайн-версию проекта и вернутся к офлайну.

На какой стадии реализации находится проект сейчас?

— Сейчас проект на стадии поиска инвесторов. Я стараюсь показывать планы по развитию проекта и расчеты, что я смог совершить, людям, имеющим свой успешный бизнес, и преподавателям ВШЭ («Менеджмент» и «Предпринимательство»), чтоб они смогли дать свои комментарии. Это делается для того, чтобы их выводы стали гарантией для инвесторов и помогли сделать проект лучше.

Вы участвовали в проектах пермской Вышки?

— Да, но все они не были связаны с предпринимательством. Больше получалось участвовать в проектах Московской ВШЭ.

На стартап-школе в Перми проект представлял ваш партнер Макар. Советы, которые он получил в НИУ ВШЭ — Пермь, как-то заставили пересмотреть проект перед его презентацией в Москве?

— Конечно! Макар емко изложил, что ему удалось узнать на стартап-школе. Больших изменений не было, но важные корректировки, улучшившие проект, были внесены.

Почему вы с партнером решили разделиться?

— Специализация ведет к успеху: каждый начал заниматься тем, в чем он разбирается больше. Макар создал свой проект по изготовлению стикеров, я же продолжил развивать чайный формат.

Расскажите про участие в Чемпионате по предпринимательству в Москве. Как вы на него попали, каковы впечатления?

— О конкурсе узнал от основателя —  Натальи Александровны Поротниковой, она читала лекции в осеннем лагере бизнес-проектов и пригласила поучаствовать. Такой шанс упускать было глупо! Впечатления неописуемые!  Всероссийский конкурс бизнес проектов от ВШЭ, Mystarta и ФРИИ открыл будущее многим проектам школьников.

Проходил чемпионат в 2 этапа: первый назывался «Преакселератором» и состоял из 7 модулей. Нужно было просмотреть теоретическую часть и выполнить задания. Когда время на выполнение закончилось, нам сообщили, чьи проекты прошли в финал... Конкуренция была огромной, а проекты ребят достойны внимания инвесторов.

Презентация была очной, но для финалистов из регионов организовали конференц-связь: было 5 минут на выступление + вопросы жюри, преподавателей ВШЭ и представителей ФРИИ.

Что дает призовое место в Чемпионате? Какую помощь в реализации проекта вам окажут?

— Честно сказать, первая часть конкурса с той теорией и заданиями, которую там дают — это сама по себе неизмеримая помощь. Но победители также прошли в финал (без отборочного тура) международного конкурса Sage.

Чемпионат дал необходимую теорию, которую должны знать стартаперы: с чего начинается бизнес, как правильно опросить потребителей, как важно понять, что твой проект не обязательно будет успешен и почему нужно критичней к нему относиться.

Помощь оказывают и сегодня. Не стесняясь, ребята-участники проекта имеют возможность задавать вопросы экспертам, которые выступали в жюри. Для меня все еще нонсенс, что организаторы помогают продвигать проект и даже находить инвесторов.

Приобрели ли вы какие-то полезные связи?

— Нетворкинг сделает из простого бизнесмена отличного бизнесмена. На чемпионате я встретил удивительных людей, которые в свои 17 лет смогли создать хороший проект и заработать неплохие деньги. Мне было интересно узнать, какими усилиями они этого добились — это дало мне огромную мотивацию. Я тоже способен сделать что-то большое и полезное!

Вы собираетесь где-то еще представлять ваш проект?

— Безусловно! Участие в конкурсах помогает услышать мнения экспертов и других ребят, что очень важно для развития. Сейчас на носу конкурс «Высший пилотаж» — планирую опять попасть в финал и уже там найти инвесторов.

Возраст не помеха для занятий бизнесом?

— Хотелось бы сказать «красиво», но лучше скажу честно: не все воспринимают твой проект всерьез, когда тебе нет 18-ти, не все готовы инвестировать, когда нет зарегистрированного юрлица. Это ставит много преград, но преграды «отсеят» тех, кто не готов заниматься бизнесом: останутся сильнейшие.

С какой профессией хотите связать свою жизнь?

— Я хочу быть предпринимателем и давно понял, что предпринимательство —  это не работа, это стиль жизни, вечное развитие, движение вперед!